На стартову На попередню Далі НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

 

 

НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ (из опыта работы учителя географи Голодовой Л.М.)

 

 

Быстрые темпы роста географической науки, освобождение ее от идеологических стереотипов, требуют новых подходов  в преподавании географии. Тем более, что современная география – это не описательная, а конструктивная наука о закономерностях развития природно-территориальных, территориально-производственных комплексов., о населении и его взаимодействии с природой, охране окружающего мира, целесообразности размещения производства и обеспечение благоприятной для жизни человека  окружающей среды.

География сегодня изучает вопросы ноосферы, социосферы, техносферы. Педагоги-специалисты понимают эти изменения и всегда в творческом поиске новых идей преподавания своего предмета.

Не секрет, недостаточная материальная база затрудняет работу учителей. Мало кто из преподавателей может похвалиться использованием компьютерной техники. Однако учителя всегда в поиске новых форм и способов преподавания своего предмета. Учебный материал необходимо подавать не в описательной форме, а в проблемно-поисковой. Задача учителя: учить учащихся учиться. Оставаясь основной формой организации учебного процесса, урок изменяется. Главной целью становится не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера. Наиболее существенный признак современного урока – атмосфера сотрудничества, перемена в отношениях с учениками, вовлечение их в учение, совместный труд учителя и учащегося. Именно поэтому учитель все свои усилия направляет на  организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников. Это должна быть такая организация, которая побуждала бы учащихся к усвоению знаний,  к овладению умениями, воспитывала бы творческие способности и вызывала бы яркое эмоциональное отношение к тем ценностям, которые воплощены в изучаемой теме.

При творческом подходе к построению урока  он не может быть стандартным. Он должен охватывать множество различных форм деятельности и поэтому может быть организован в форме урока-путешествия, урока-диспута, урока-конференции, урока-игры, урока-зачета и т.д. Такие уроки стали называться нестандартными. Проведение нестандартного урока всегда событие для учащихся. На таких уроках дети чувствуют себя раскрепощеннее , живо реагируют на каждый вопрос учителя, реплику и ответы.

Вот уже несколько лет уроки обобщающего повторения в 6-7 классах я провожу в форме игры (КВН, соревнования). Результат и успех любой игры зависят от правильной организации и подготовки к ней.  КВН – это соревнование, игра и совершенно недопустимо собирать команду накануне соревнования: дружеские отношения не создаются по  желанию организатора. Поэтому за одну, две недели до КВН формируются команды. Ребята  выбирают капитана и распределяют обязанности художника, зоолога, климатолога, историка и др.

Учитель задает домашнее задание: повторить параграфы, ответить на вопросы обобщающего повторения по теме, повторить номенклатуру, подготовить кроссворд  из 5-6 слов, подготовить 2-3 вопроса соперникам и творческое задание-путешествие.

Основная задача учителя на подготовительном этапе – задействовать каждого ученика, проверить знания каждого, оценить его деятельность на уроке и при подготовке к нему. Ведь одна из целей игры – развитие у ребят потребности готовиться самостоятельно, вместе с товарищами помогать всем членам команды.

Для создания эмоционального настроя многое значит обстановка в классе. Можно провести перестановку столов, проигрывать музыкальные записи, использовать ТСО, оформить кабинет плакатами и т.д.

Начинает урок учитель, он же ведущий, он же строгий судья. Каждый правильный ответ оценивается по баллам. За нарушение дисциплины, шум, подсказки баллы снимаются.

Из года в год накапливается материал, изменяются конкурсы, игра дополняется новыми интересными идеями. Но большинство конкурсов КВН традиционные и повторяются из темы в тему. Тем самым экономится время, так как нет необходимости каждый раз знакомить с условиями проведения того или иного конкурса. Да и ребята чувствуют себя увереннее , зная, какие конкурсы предстоит пройти и каковы условия их проведения. Теперь подробнее об условиях этих конкурсов.

Приветствие: Команды сочиняют и готовят его заранее. Приветствие можно назвать визитной карточкой команды; оно в огромной мере способствует созданию дружелюбной, праздничной и веселой атмосферы. По правилам в приветствии необходимо отразить название, эмблему и девиз команды.

Конкурс-разминка: Учитель предлагает определить, что обозначают цифры, названия, которые записаны на карточках. Этот конкурс для всех участников команд. Темп, в котором пройдет разминка, определяет темп всего КВН. Настроение, созданное во время разминки, не исчезает в течении всего урока.

Конкурс-графическая эстафета: каждая команда получает указку стафетную палочку. Представители обеих команд по очереди подходят  к карте  и показывают географические объекты, которые они изучали. Ученики передают друг другу указку. Каждый должен показать какой либо объект на карте. Учитель делает пометки: за каждый правильный ответ 1 балл. Если объект был показан или назван неправильно, то балл не засчитывается, а если объект показан повторно, то за невнимательность снимается предыдущий балл. В итоге учитель объявляет полученное каждой командой количество баллов.

Конкурс картографов: на карточках нанесены контуры географических объектов, которые учитель предлагает  одному-двум членам команды определить и показать на карте.

Конкурс художников: на доске рисуются контуры материков по памяти, проводят линии экватора и тропиков или по вырезанному участку карты определить особенности рельефа данной территории и изобразить ее на карте.

Конкурс историков: здесь учащиеся отвечают на вопрос по истории географического открытия, путешествия или по карточке  с портретом исследователя называют его имя, открытие которое он совершил, и показывают маршрут его экспедиции.

Конкурс знатоков: всем членам команды учителя предлагают вопросы по теме.

Конкурс климатологов: представители команд определяют по климатическим диаграммам тип климата и его особенности, называют климатический пояс.

Конкурс биологов: за 1-2 минуты по карточкам с изображением растений и животных  надо определить их названия, коротко рассказать  об их особенностях и назвать природную зону в которой они обитают.

Конкурс «географический бой»: один из членов команды задает вопрос другой команде, причем называет имя ученика, который должен на него отвечать. Если прозвучал правильный ответ, то вторая команда получает право задать свой вопрос. Если же вопрос остался без ответа, то ученик, который должен был ответить, считается условно «убитым», если же он ответил наполовину правильно, то он «ранен». «Бой» продолжается до тех пор, пока не будут заданы все вопросы. В конце конкурса учитель выясняет, сколько осталось «живых»

 (+ по одному баллу) и сколько «раненых» (+ по полбалла).

Конкурс капитанов: учитель задает вопросы, требующие дополнительных знаний по теме.

Конкурс ландшафтоведов: надо определить по описанию природную зону изученного материка.

Конкурс ловушка: командам предлагается текст или предложение, в которых есть ошибки, которые они должны отметить. Конкурс на внимание и быстроту реакции.

Конкурс путешественников: (домашнее задание). Команды получили заранее задания составить интересный рассказ по заданному маршруту путешествие. Учащиеся сами определяют лучший рассказ.

При подведении итогов учитель указывает, что в игре удалось, на что следует обратить внимание.

Отличительная особенность уроков-путешествий – организация деятельности учащихся, которая превращает ребят из пассивных слушателей в пытливых искателей знаний. Эта интересная форма изучения материала требует от учителя и учащихся серьезной подготовительной работы. Прежде всего ученики должны уметь работать не только с учебником, но и с географическими картами, дополнительной литературой, владеть умением делать небольшие сообщения по изучаемой теме.

Отправляясь в воображаемое путешествие, учащиеся определяют способ передвижения в зависимости от природных особенностей местности, перечисляют оборудование, которое они брали с собой, составляют дневники, отчеты, рисуют картосхемы.

В 7 классе есть такие темы, на изучение которых, программа отводит мало времени. Это – «Мировой океан», «Австралия и Океания», «Антарктида». Поэтому в своей практике при изучении этих тем я использую заочную экспедицию.

На изучение темы «Австралия и Океания» я отвожу 3 часа. Распределяю их так:

1 урок: вводный по теме и начинается заочная экспедиция в Австралию. Начинаю урок стихотворением Г.Усовой

                  «Австралия –страна наоборот»

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год,

Там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето, там протекают реки без воды

(Они в пустыне пропадают где-то).

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры.

Там кролики, страшней, чем наводненье…

И предлагаю ученикам совершить заочное путешествие на  этот своеобразный континент, чтобы объяснить некоторые строки этого стихотворения.

Но прежде чем отправиться в экспедицию, надо иметь хотя бы небольшое представление о материке, по которым будут проходить заочные маршруты. На доске пишу план, по которому будет изучаться материк, выясняя его в ходе беседы, так как уже изучена Африка.

                     

                                      

                                       ПЛАН

1.     Физико-географическое положение, размеры и очертания материка.

2.     История открытия и исследования.

3.     Рельеф, полезные ископаемые.

4.     Климат.

5.     Внутренние воды.

6.     Своеобразие органического мира.

7.     Население.

Первый пункт плана ученики раскрывают вместе с учителем. Одновременно на контурные карты наносят крайние точки материка и определяют их координаты, а также элементы географического положения. После этого начинается заочная экспедиция  в Австралию. Из учащихся класса образуют несколько поисковых отрядов и групп: это геоморфологи, климатологи, гидрологи, ботаники, зоогеографы и этнографы.

Ребята выбирают начальника экспедиции. Он готовит рассказ об истории  открытия Австралии, о причинах усиленного внимания к изучению ее природы. Каждая поисковая партия получает от учителя карточку-задание.

Карточка-задание геоморфологов

Геоморфология – наука о рельефе. Она изучает историю развития рельефа, происхождение, возраст, формы рельефа. Данные геоморфологии используют при поиске полезных ископаемых.

1.     Что лежит в основании материка?

2.     Главные черты рельефа. Основные формы рельефа.

3.     Бывают ли в Австралии землетрясения? Ответ обоснуйте.

4.     Какими породами сложена поверхность материка?

5.     Полезные ископаемые Австралии, Их размещение.

Карточка-задание климатологов

Климатология наука о климате. Она изучает условия и причины его формирования,  типы климатов, распределение их по Земле.

1.     Какие факторы влияют на формирование климата Австралии?

2.      Докажите, что Австралия самый сухой материк Земли.

3.     Сравните климат севера и юга, запада и востока Австралии.

Чем обусловлены его отличия?

4.     Чем обусловлено наличие в субтропическом поясе Австралии

    трех типов климата?

Карточка-задание гидрологов

            Гидрология – наука, занимающаяся изучением природных вод: морей, рек, озер, болот, подземных и других вод. Гидрология составляет прогноз будущего состояния вод, решает вопросы разумного использования вод.

1.     Чем объяснить, что в Австралии мало рек и озер?

2.     Почему велика территория внутреннего стока?

3.     Что такое «крики»?

4.     Составьте краткую характеристику-описание одного из водных объектов Австралии.

5.     Озеро Эйр – «мертвое сердце» Австралии. Почему его так называют?

6.     Подземные воды.

Карточка-задание ботаников 

Ботаника изучает распространение растений  по земному шару, закономерности их размещения.

1.     В чем своеобразие растительного мира Австралии?

2.     Расскажите о наиболее типичных растениях Австралии.

3.     Почему леса Австралии занимают незначительную площадь?

4.     Как известно, растительный мир Австралии богат и уникален. Однако в Австралии не было найдено ни одного культурного растения. Почему?

Карточка-задание зоогеографов

Зоогеография изучает распространение животных по всему земному шару, закономерности их размещения.

1.     Первые европейцы, высадившиеся на берегу Австралии, были поражены животным миром материка. Он оказался даже более своеобразным, чем растительный. Как вы объясните этот факт?

2.     Расскажите о наиболее типичных представителях животного мира Австралии.

3.     Объясните, почему завезенные на материк кролики стали для его природы настоящим бедствием?

Карточка-задание этнографов

Этнография – наука о культуре и быте народов мира. Она изучает этнический состав населения, традиции и обычаи народов. Происхождение народов.

1.     Что представляет собой население Австралии?

2.      «Аборигены темное пятно на репутации Австралии». Объясните это утверждение.

Учитель дает инструкцию к выполнению заданий.

1.     Найдите ответы на поставленные вопросы в тексте учебника на с.190-215.

2.     Подберите нужные для ответа карты атласа, картосхемы учебника, картины, таблицы.

3.             Используйте для составления отчета различную дополнительную литературу.

Каждая группа получает дополнительную литературу. До конца урока ребята работают самостоятельно, подбирая материал и систематизируя его для  выступления. Учитель по мере необходимости помогает и направляет работу, т.е. выступает в роли консультанта.

На дом предлагает такое задание : каждой группе подготовить по своему профилю; начальнику экспедиции составить маршрут заочного путешествия.

2 урок: заочная экспедиция в Австралию. В начале учитель напоминает основные требования к сообщениям учащихся. В тетрадях ученики делают краткие записи по ходу выступления участников экспедиции. Лист тетради делят на две части: слева - основные пункты плана, справа – краткий конспект.

Начальник экспедиции знакомит учащихся с историей открытия Австралии, с тем, что и в  настоящее время этот маленький материк привлекает к себе внимание ученых разных стран  мира. Он предоставляет слово геоморфологам. Этот отчет сразу оценивают ученики и учитель. За геоморфологами выступают климатологи, гидрологи и другие «ученые» в соответствии с планом характеристики материка.

После отчета этнографов начальник экспедиции рассказывает о том, как влияет деятельность людей на природу, приводит факты отрицательного воздействия на нее человека, показывает какие меры принимают в настоящее время в Австралии  для сохранения естественных природных комплексов.

По ходу рассказа участников экспедиции  учащиеся задают вопросы, выясняют интересующие их подробности. В конце урока учитель подводит итог работы.

На дом учащимся предлагается  подумать о том, что можно сделать, для спасения уникальной природы Австралии.

Нетрадиционные уроки - это современные уроки, дающие возможность проявить способности каждого учащегося, вызвать неподдельный интерес к предмету, реализовать идею сотрудничества учителя и учащегося, стать активным участником учебного процесса, не бояться высказывать свое мнение, суждение, сопереживать друг за друга, усвоить материал непосредственно на уроке.

 

 

 

 

 

На стартову На попередню Далі
Hosted by uCoz